22 декабря 2011 г.

Мыслим правильно!

Ловили ли вы себя на мысли, что обижаетесь на человека, потому что он поступил не так, как вы того ожидали? Я признаюсь, частенько. Бывало сидишь и думаешь,почему мне не звонит подруга,она же знает как мне сейчас тяжело? А подруга, быть может, решает в то время, свои не менее важные проблемы.
Понимаете ли, чем больше мы связаны чувствами с другим человеком, тем в большей степени ждем соответствия нашим установкам относительно него. Мы обижаемся на любимых, а также на тех, с которыми связаны каким-либо соглашением, явным или неявным. У нас в сознании укрепилось понятие - если друг, то должен поддерживать в тот момент, когда я в этом нуждаюсь, и точка. Это очень эгоистично, но такова природа человека.
Чтобы избавится от такого отрицательного чувства, нужно включать саногенное мышление. Что такое саногенное мышление и как начать мыслить правильно очень доступно пишет психолог Ю.М. Орлов. Я в буквальном смысле помешана на психологии и мне так интересны особенности человеческого сознания и поведения, что когда встает вопрос кто из российских психологов пишет самые толковые и вместе с тем доступные материалы об этих вещах, то мой ответ - это Орлов. На его книгу "Обида.Вина" я наткнулась после того, как узнала о саногенном мышлении - в самом доступном толковании, мышлении направленном на оздроволение.
В своих лекциях Орлов говорит, что для психического оздоровления себя важно научиться: а) приводить себя в состояние покоя и б) подробно вспоминать нужные обстоятельства и свои состояния, а не забывать их. Ложная мудрость-"Забудь все плохое и тебе будет хорошо" -обычно приводит к накоплению энергии в бессознательном, которое неминуемо будет порождать болезнь. Не ленитесь вспомнить все плохое и размыслить его саногенно. Ведь мы осуждаем хозяйку, которая при уборке, ленясь, заметает мусор в темные углы, вместо того, чтобы вымести его вон из дома или сжечь.


Так вот, вернемся к случаю с подругой и поймем в чем суть проблемы, опираясь на теорию саногенного мышления.
Я, да и все люди на нашей эгоистичной планете размышляют так: "Человек должен поступать так, как хочу я. Если он не делает этого, то я воспринимаю это как тяжелую обиду или даже оскорбление". Возникает желание компенсировать это чем-то — например, тоже обидеть этого человека или наказать его как-то. Чем тяжелее, по моим представлениям, обида, тем суровее должно быть наказание. "Я хотел бы наказать его так, чтобы он запомнил это на всю жизнь, я хотел бы, чтобы он не общался со мной, не работал бы здесь, не жил бы здесь!..." СТОООООП!
Вдох,выдох...
Итак, если разложить обиду на составные части по методике профессора Орлова, то обнаружится, что состоит она из трех элементов:
    1) мой прогноз поведения человека;
    2) его реальное поведение;
    3) несовпадение реального поведения с ожидаемым — моя неудовлетворенность.
Из этого следует, что нам всего-то нужно принимать другого человека как индивидуальность, со своими мыслями, решениями, действиями не зависящими от нашего желания.
Принимая его, так же нужно и попытаться понять его мотивы, его эмоции, его желания, его отношение ко мне. Может быть, ему просто не хочется делать то, что он усматривает в моих ожиданиях? Наиболее полная информация о поведении и чувствах другого позволяют мне оправдать обидчика, что способствует нейтрализации обиды. Саногенное мышление обиды должно основываться не на осуждении обидчика, а на его оправдании, поиске этого оправдания.
Т.е. в случае с подругой мне нужно было мыслить так: "мне тяжело, она знает, но не звонит. Хм...возможно у нее на это есть свои причины. Быть может она занята или забыла(с кем не бывает), а возможно, попросту не хочет беспокоить. Ах да,не нужно исключать варианта, что она не хочет в сотый раз слушать мое нытье, ну что ж поделать, ее терпение не бесконечное..."
Итог: я оправдала поведение подруги, я с ним смирилась, я избавлена от деструктивных эмоций.
Поступайте также и неприменно ознакомьтесь с книгами Орлова!

2 комментария:

  1. Cупер пост!!!
    Я обязательно загружу книги Орлова... мне это необходимо, чтобы не нервничать каждый раз, когда моя мама указывает мне, что я должна делать. Она прекрасно знает, что я поступлю по-своему, но почему то всегда считает, что должна обязательно мне что-то указать и посоветовать... Тоже люблю психологию, но из-за собственной лени дальше изучения законов позитивного мышления пока не продвинулась.
    Очень нравится ваш блог. Жду новых постов!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Люблю Орлова, за то что он легко и быстро читается! А Вы берегите свои нервы и иногда просто пропускайте мамины слова мимо ушей. Мамы они такие дааа, просто их долг оберегать своего ребенка и они, уверенные в своей правоте иной раз пытаются навязать свое мнение)

    ОтветитьУдалить